On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



ссылка на сообщение  Отправлено: 04.01.18 13:49. Заголовок: Развитие психологической устойчивости спортсмена


Научный альманах (Психологические науки)

УДК 159.923

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Балыкина-Милушкина Т.В., Балыкин А.И.

Ключевые слова: личность, проективные методы психологии, художественная гимнастика, эмоциональное состояние, тревожность, агрессия, этап совершенствования в спорте.

Актуальность. В спорте большое внимание приобретают новые подходы в построении учебно-тренировочного процесса, ориентированные на качественное улучшение без повышения объема и интенсивности тренировочных нагрузок результатов соревновательной деятельности, поэтому большую актуальность в настоящее время представляет вопрос изучения особенностей личности спортсмена и развитие психологической устойчивости для сохранения наиболее оптимального режима работы психики спортсмена.
Изучение личности спортсмена в условиях постоянно изменяющихся обстоятельств учебно-тренировочного и соревновательного процесса и их стрессового воздействия при реализации его потенциала это, прежде всего, совершенствование информационной базы о самой личности, ее особенностях, движущих силах и эмоционально-волевых особенностях.
В психологии существует множество взглядов на то, что же такое личность, но мы присоединяемся к авторам и принимаем следующие два положения:
1) Личность есть некое неповторимое единство, целостность, совокупность которая реализуется в многообразных деятельностях (А.Н.Леонтьев, Рубинштейн, И.С. Кон, В.Н.Мясищев, и др.) [3,8];
2) Личность есть высшая интегрирующая инстанция, субъект и объект, который управляет психическими процессами и социальными отношениями. (Б.Г. Ананьев, А.В. Петровский, К.К.Платонов, Б.Д. Парыгин и др.) [8].
В методической и научной литературе по теории и методике физической культуры и гимнастике основное внимание уделяется проблемам физической, технической, тактической, теоретической, интегральной сторонам подготовки спортсменов[2]. Пуни А,Ц., Марищук ВД, Ганюшкин А.Д. и другие рассматривали проблему психологической подготовки спортсмена через призму предстартовых состояний в различных аспектах: медико-биологическом, в диагностическом аспекте, в аспекте саморегу¬ляции и регуляции, однако совершенствование информационной базы о самой личности спортсмена в художественной гимнастике, ее особенностях и движущих силах остается еще малоизученным [4,5,8].

Результаты исследования. В нашем исследовании для совершенствования информационной базы в изучении особенностей личности спортсмена на этапе совершенствования в художественной гимнастике мы использовали методы опроса, наблюдение и экспрессивные проективные методики (тест «Нарисуй человека» К. Маховер, тест «Нарисуй несуществующее животное» М. З. Дукаревич, тест «Дом-дерево-человек» Дж. Бук) [1,6,7,9]. В обследовании участвовали спортсменки из Центра олимпийской подготовки по художественной гимнастике ГБУ "МГФСО" Москомспорта.
В таблице 1 представлены результаты, полученные в ходе исследования семи спортсменок. По этическим соображениям индивидуальные результаты исследования представлены в виде «спортсмен 1», «спортсмен 2», «спортсмен 3» и т.д. Тест «Нарисуй человека» разработанный К. Маховер направленный на выяснение интеллектуального развития и субъективного личностно-окрашенного эмоционального мира обследуемого дал нам возможность изучить количественные параметры содержательного анализа рисунка спортсменок [6].
Тест «Рисунок несуществующего животного» М. З. Дукаревич позволил обратить внимание на их личностные черты, бессознательные конфликты, установки, влечения и потребности. В таблице 1 представлена общая интерпретации тенденций рисунков по виду начертания и смысловому содержанию, в которой представлены такие психические сферы как агрессивность и тревожность в целом, склонность к вербальной агрессии, боязнь агрессии и защитная агрессия [7].
По мнению Дж. Бука, каждый рисунок - это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение. При использовании теста «Дом-дерево-человек» можно судить об аффективной сфере личности и ее потребностях [9].

Таблица 1
Результаты проективных методов при изучении особенностей личности спортсменок художественной гимнастики



На рисунке 1 мы приводим наиболее яркие примеры рисунков спортсменок, которые произвели в общем разные впечатлении (одни дисгармоничны, другие веселые, третьи тревожные и агрессивные).



Рис.1 Примеры рисунков спортсменок

Выводы. В сочетании с методами опроса полученные результаты нашего исследования помогли нам лучше понять индивидуальность предстартовых переживаний, субъективность эмоционального мира личности и потребности спортсменок в художественной гимнастике.


---
С уважением,
Балыкин Александр Иванович


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 11
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет